Оформление винных бутылок: проволока на Риохе, корзины для Кьянти и другое

Chianti-fiasco-rioja-wire-mateaus-rose-10004532

Вы никогда не задумывались, почему Кьянти больше не упаковывают в корзинки (за исключением суверинов)? Или какое отношение Папа Римский имеет к Châteauneuf-du-Pape?

Рассмотрим некоторые странные варианты оформления бутылок и попробуем разобраться с их историей.

Корзины Chianti

Каждому, кто был в итальянских ресторанах, скорее всего не раз попадались на глаза фиаски — традиционные округлые бутылки Кьянти, помещенные в специальные корзины. Раньше в них содержалось вино, но теперь их чаще используют для украшения интерьера.

В такой «упаковке» вина было легче транспортировать, корзины были надежными и требовали наличия плоского дна у бутылок, а это удешевляло их производство. Но их деревенский вид стал ассоциироваться с невысоким качеством вина внутри и, когда производители Кьянти всерьез взялись за дело, они начали избегать использования фиасок, а вместо них выбрали выбрали более привлекательные бутылки в бордосском стиле. В 1980-е годах Консорциум Кьянти Классико полностью запретил использование фиасок.

Проволочная оплетка на Rioja

Сейчас вина Риохи оформляют как в современном стиле, так и в традиционном, с золотым тиснением, готическими надписями и иногда тонкой проволочной сеткой, обернутой вокруг бутылки. Это изобретение Marques de Riscal, оно должно было противостоять мошенникам, которые пытались одурачить покупателей наклеивая этикетки от лучших вин Риохи на более дешевые бутылки.

А потом это чито практическое дополнение превратилось в знак престижа: золотая проволока вокруг бутылки говорит о том, что вино достаточно хорошо, чтобы стать объектом интереса мошенников. В наши дни это украшение стало уже чисто декоративным, и его достаточно легко снять, чтобы добраться до вина (если вы конечно достаточно трезвы).

Пунт (углубление на донышке бутылки)

Есть что-то приятное в помещении большого пальца в эту округлую вмятину в нижней части бутылки вина — в пунт. И, хотя многие думают что наличие такого углубления является показателем качества вина, это не так. На самом деле все дело в физике: такое углубление традиционно делали на бутылках в Бургундии и Бордо, чтобы бутылка была крепче и прочнее, и могла лучше переносить дальние путешествия через страны и моря.

Бутылки в немецком стиле, используемые для Рислинга, Гевюрцтраминера и Пино Гри, не имеют такого углубления, потому что их редко возили далеко, все больше на баржах вверх по реке Рейн. Также нет пунта и у шампанского Cristal от знаменитого Roederer — по легенде его создавали для российского императора Александра II, а тот сильно опасался за свою жизь и, чтобы враги не спрятали в углублении на дне бомбы, пунт делать не стали. А чтоб выявить возможные попытки отравления, бутылки делали из абсолютно прозрачного стекла.

chateauneuf-du-pape-crest-champagne-cristal-roederer-10004537

Тиснение на бутылках Châteauneuf-du-Pape

Вина из Шатонеф-дю-Пап с юга долины Роны являются одними из самых известных в мире: возможно, вы с тоской разглядывали их на полке магазина, выбирая себе недорогой Кот дю Рон. Хороший Шатонеф не из дешевых, и ни у кого больше нет таких бутылок, как у него — на каждой запечатлена печать Папы.

В 14-ом веке, Папа переехал в Авиньон на юге Роны. Шатонеф-дю-Пап — что означает «новый замок Папы» — стал новым излюбленным местом Папы. Он начал ставить свою печать почти куда попало, даровав ее и местным винам из сорта Гренаш. Шесть столетий спустя, она стала международно признанной частью бренда Châteauneuf-du-Pape.

Боксбётель («bocksbeutel», бутылка в форме фляжки)

Эта плоская бутылка, похожая на флягу, появилась в Германии, в регионе Франкен регионе Германии, а сегодня она больше всего известна благодаря винам Mateus. Название Bocksbeutel, как говорят, возникло из-за ассоциации такой формы с мошонкой козла (хотя современным городским жителям это и не просто понять). Преимуществом такой формы является то, что при падении такая бутылка не сможет укатиться далеко от вас.

Форма бутылки была позднее выбрана португальскими виноделами для их самого гламурного вина — слегка сладкого, слегка газированного Mateus. Здесь необычная форма бутылки дополняется изображением дворца Матеус в Вила-Реал, Португалия, поместья, которое, впрочем, не принадлежало создателям вина Mateus. В обмен на право изображения фасада здания в стиле барокко, виноделы предложили его владельцам выбор: либо внести единовременную плату, либо платить с каждой проданной бутылки. Хозяева поместья взяли единовременный платеж и, естественно, прогадали Mateus Rosé продолжает быть одним из самых продаваемых вин Португалии, достигая иногда доли в 40 процентов португальского экспорта столовых вин. Упс.