Опытный стекольный завод: рождение в пламени

— Хочешь съездить в Гусь-Хрустальный? — спрашивает меня подруга.

— Там теперь проводят винные дегустации? — удивилась я.

— Дегустация тоже будет, но сначала мы посмотрим как делают бокалы на «Опытном стекольном заводе».

От такого предложения я, естественно, отказаться не могла. 

На «ОСЗ» производят множество изделий из стекла, например, продукцию Luminarc, Arcoroc, часть посуды для Ikea, пивные кружки, стопки, пепельницы. Наметанным глазом я разглядела всевозможные тарелки и чашки с изображением популярных героев мультфильмов — куда ж без этого! Но в первую очередь нас интересовали бокалы. 

Процесс производства завораживает. Из капли раскалённого песка отдельно появляется чаша бокала, отдельно — ножка с подставкой, затем их скрепляют, образуя единое целое, ножку вытягивают. На заводе чашу называют оригинальным словом «пойло», ударение на последний слог.

Процесс производства стекла масштабный, непрерывный, очень красивый, при этом опасный и физически тяжёлый: жар в цеху прессования, как в преисподней, открытый огонь, бесконечный шум от гигантских машин, стеклянная пыль.

Контроль безопасности на производстве жесткий, для работников предусмотрена серьёзная защита  — очки, спецодежда, в некоторых цехах необходимы каски и респираторы. Всё действительно серьёзно. Трезвость здесь — обязательное условие. Каждое утро работники завода проходят контроль с помощью алкотестера.

При виде всего процесса задумываешься над парадоксом: как при участии песка, огня и металла рождается столь хрупкое, эфемерное стекло?

Кстати, там же, в музее стекла представлены по-настоящему ювелирные стеклянные изделия тонкой, кропотливой ручной работы — итог многолетних исследований, опытов. Экспонаты музея никогда не предназначались для продажи, они стали результатом изучения свойств и возможностей стекла.

Свойства же самих бокалов, точнее, влияние формы бокала на восприятие вина нам продемонстрировал на дегустации ведущий преподаватель винной школы WineState Владимир Косенко на примере бокалов серии Revel Up и Sublym бренда Chef&Sommelier. 

Мы ещё раз убедились в том, как изменяется вкус и аромат одного и того же вина в зависимости от формы и ширины чаши бокала.

Бренд Chef&Sommelier, как и Luminarc, как и сам «ОСЗ», принадлежит французской ARC-International group и производится на заводе во Франции. В России бокалы Chef&Sommelier только продаются. На вопрос почему бокалы этого бренда не делают в России, нам ответили, что для их производства нужны другие формы и новая печь, которая в существующем цехе не поместится. Пристраивать к заводу помещения и расширять территорию нельзя, поскольку буквально за забором находится национальный парк «Мещёра».

Немного об особенностях производства бокалов Chef&Sommelier. Производят их из материала Krysta; бокалы бесшовные, выдуваются сразу с частью ножки, в середине которой и происходит потом соединение с подставкой. Затем ножку усиливают несмываемым металлическим спреем. Тонкая кромка бокала обрезается лазером и не имеет «наплыва». У брэнда есть несколько коллекций, предназначенных для разных напитков и случаев.  Убеждена, что такие бокалы украсят собой любое торжество. Кстати, набор бокалов Chef&Sommelier станет отличным новогодним подарком.

На фото слева бокалы из коллекций Revel Up и Sublym бренда Chef&Sommelier, справа — коктейльный бокал «Эдем» «ОСЗ»

Здесь же среди продукции «ОСЗ» я нашла идеальный бокал для коктейля на основе розового портвейна. Этот бокал из серии «Эдем» был изобретен совсем недавно после совместных обсуждений формы и объема представителями компании ARC и Барменской ассоциации России.

На иллюстрациях различные варианты наполнения этого изящного и удобного коктейльного бокала. На мой взгляд, отличное решение для баров и кафе.

Ольга Вышегородцева