«Оранжи» и «петнаты» покоряют российский винный рынок
С 2021 года выпуск «оранжевых» вин и игристых петнатов вырос в шесть раз. Данные первого квартала 2024 года подтверждают устойчивость тенденции к росту. Вместе с тем, этих категорий вин нет в российских стандартах, а надпись «петнат» на этикетке может обозначать все, что угодно.
В рамках проведенного исследования эксперты Роскачества изучили, какой объем вина в стране производится под торговыми названиями, включая слова «петнат», «оранж» (а также синонимы: «оранжевое», «янтарное», «амбер» в кириллице и латинской транскрипции). С 2021 по 2023 г. суммарное производство этих типов вина в России выросло в шесть раз — с 137 до практически 800 тысяч литров. В 2023 г. производство прибавило 43% к 12 месяцам 2022 г. на фоне падения темпов роста производства российского вина в целом на 8,3%. Первый квартал 2024 года подтвердил тенденцию роста — объем исследуемых категорий увеличился на 55% по сравнению с первым кварталом 2023 года.
Наибольший вклад в эти объемы внесли «оранжевые» вина, но и петнаты тоже наращивают динамику производства. Так, в 1 квартале 2024 года такого вина было выпущено порядка 52 тысяч литров, это уже больше, чем за весь 2023 год, когда производство составило около 44 тысяч литров.
«Мы уже несколько лет наблюдаем за развитием трендов вин нового типа на рынке. Помимо традиционных критериев – цвет и сахар, винодельческая продукция классифицируется по методам производства. Среди тихих вин, например, выделяются крепленые, среди игристых – вина с классическим брожением и выдержкой в бутылке и акратофорные – вина методом Шарма. Обе категории «оранж» и «петнат» имеют свои специфические особенности технологии, а также отличаются от обычного белого и игристого вина по органолептике. Это часто отмечали эксперты во время наших дегустаций «Винного гида России». Мы считаем важным для винного рынка и потребителя выделение этих вин в отдельные категории для более корректного исследования. Это мнение подкреплено результатами аналитики», — говорит руководитель «Винного гида России», директор департамента исследования и продвижения отечественной винодельческой продукции Роскачества Олеся Латышева.
Откуда взялся спрос?
«Оранжевое» вино – это не новинка, а один из самых старых методов производства вина в мире. По российским стандартам, это белое вино, но производится оно по технологии красных вин. Дело в том, что при производстве большинства белых вин, сок винограда после дробления ягод практически сразу отделяется от кожицы и косточек винограда путем прессования. Для красных вин, напротив, происходит настой виноградного сусла на кожице и косточках – мезге. Это нужно для того, чтобы почти бесцветный у большинства сортов винограда сок экстрагировал красящие вещества, танины и прочее, что делает красное вино – красным. При производстве «оранжевых» вин сок белого винограда настаивается на мезге, из которой в него переходит янтарный цвет и танины.
«Спрос на оранжи пришел из Грузии и далеко не вчера. Еще в Советском союзе продавались вина «кахетинским методом». Изначально, это самый ленивый способ производства вина, когда виноград вместе с ветками-гребнями складывался в глиняную амфору-квеври, и о нем на полгода просто забывали. Дальше открывали и пробовали, что получилось. Иногда получалось неплохо, иногда похуже. Мода на все «естественное» и «натуральное» пробудила моду и на такие вина. Причем их стали производить и крупные винодельни, только не в глиняных горшках, а в гигиеничных нержавеющих емкостях. Такие вина при деликатной работе могут быть очень интересны в аромате и вкусе и достаточно гастрономичны», — отмечает руководитель экспертной группы «Винного гида России» Артур Саркисян.
Как и в случае с оранжем, прообраз пет-нат – это самый старый способ производства игристого вина. В Европе его называют «дедовским» методом (анцестраль), в России -«старым казачьим способом». Как во французских аббатствах, так и в казачьих станицах происходило это производство примерно одинаково. Брожение вина начиналось, но успевало завершиться до холодов в погребах безо всякого отопления. С приходом весны, процесс брожения возобновлялся, появлялись «пузырьки». В 90-е французские любители «натуральности» начали воспроизводить старый способ, назвав его Pétillant Naturel (натуральная игристость) или сокращенно pet-nat. В отличие от классических игристых, петнаты остаются мутными, потому что для них не всегда проводят «шампанские» процедуры ремюажа (сведения осадка на горлышко) и дегоржажа (удаления осадка). Брожения не два, как для игристых вин, когда сначала делается обычное тихое вино, а потом дозируется специальный ликер для появления пузырьков, а одно. Одним словом, технологические особенности есть, а понятия петната нет.
«То, что сегодня виноделы называют «петнатами», — это довольно пестрая категория. Иногда это и правда деревенский мутноватый напиток со странным запахом, иногда – вполне чистое игристое вино с легкой газацией, в маркетинговых целях укупоренное обычной пивной кронен-пробкой», — говорит Артур Саркисян.
Стандарт для нестандартного вина
Под таким названием в ноябре 2023 года прошла специальная сессия «Второго винодельческого форума», организованная при участии Роскачества. Нужна ли стандартизация новым, активно растущим направлениям?
«Конечно, этот вопрос должна решить, в первую очередь, сама отрасль виноделия. Наша задача как члена технического комитета ТК 162 «Виноградарство и виноделие» провести экспертную работу, обратив внимание на некоторые особенности дегустационной оценки этих вин, — говорит Олеся Латышева. – Например, когда идет исследование белых вин, и эксперт, не видя этикетки, получает в своем бокале вино желтоватого цвета с оттенками оксидации – возникает вопрос: это дефект или перед нами оранж, у которого необычная технология производства. То же самое с петнатами. Осадка в игристом вине быть не должно – это дефект и повод снять с дегустации такой образец, написав претензионное письмо производителю, а если в описании такого вина будет отдельно указан метод производства, вопрос снимается».
В этом году эксперты «Винного гида России» впервые проведут отдельную дегустационную оценку образцов, декларируемых производителями как «оранжевые» вина и петнаты.
«Винный гид России» – ежегодный проект, который Роскачество реализует совместно с Минпромторгом России, Минсельхозом России и Ассоциацией виноградарей и виноделов России при поддержке АО «Россельхозбанк». Информационный партнер проекта – МИА «Россия сегодня». Исследование является ежегодным и охватывает все ведущие винодельческие регионы страны.