Секреты винных этикеток и новая винотека SimpleWine в Петербурге

В середине июня на Большом пр. П. С., 45 открылась пятая и самая большая винотека SimpleWine в Санкт-Петербурге. На площади 175 кв. м. собрана внушительная коллекция вин из разных уголков мира от самых демократичных позиций до коллекционных и современных биодинамических вин. Винотека на Большом проспекте стала 35-ой винотекой сети в России.

Открытие винотеки прошло в формате дискуссии на тему винного дизайна. Эксперт по вину Виктория Мустяца и дизайнеры-графики Митя Харшак и Юрий Гулитов обсудили процесс создания и метод прочтения винной этикетки – на что следует обратить внимание при выборе вина, какую информацию закладывают производители в этикетку и о чем нам говорят мельчайшие детали – от концептуальных иллюстраций до оттенка стекла и веса самой бутылки.

ВИКТОРИЯ МУСТЯЦА, сомелье, винный эксперт компании SimpleWine, директор школы вина «Энотрия»

Терруар – гарантия качества

Недавно коллеги спросили меня: «Как я выбираю вино?». И я, не задумываясь ответила, что точно не потому, что нарисовано на этикетке и тому насколько она яркая.

Определенные симпатии к оформлению, конечно, есть, но они точно не играют решающую роль при выборе.

А как же тогда? Самое главное на этикетке – слова. И их нужно уметь читать, но все же именно в информации на этикетке скрыта самая большая ценность.

Начнем с того, что я предпочитаю вина классических регионов. Это страны Западной Европы: Франция, Италия, Испания, Германия, Австрия… Здесь действует правило защиты вина по регионам происхождения. Длинная фраза, за которой скрывается очень простой и понятный для потребителя критерий. Если на этикетке написано «Сансер» (Sanserre) это значит, что 100% вино из той самой деревушки в центре Франции. Это абсолютно точно Совиньон Блан, а значит оно белое, сухое и легкое. Это закреплено законодательно и за долгие годы существования этой системы вошло в обыденную жизнь и стало нормой культуры потребления. Иными словами, если мы покупаем настоящую Пармскую ветчину, то абсолютно точно знаем, где она была изготовлена и какая она на вкус. Так и здесь: за этикеткой скрывается вино определенного вкуса и никаким другим оно быть не может. Священная корова для всех виноделов классического региона – терруар – совокупность климатических и географических факторов. Та самая деревня, тот самый сорт винограда…

Для классических виноделов принадлежность к месту настолько важна, что они будут стараться даже отображать его в этикетках. Случись им иметь на горизонте замок еще лучше! Chateau Grand-Puy-Lacoste, Бордо – прекрасный пример. Один из замков, коих множество во Франции, но, если на конкурсе сомелье покажут лишь его очертания, специалист сразу же должен называть имя производителя.

Некоторым повезло еще больше, и они могут похвастаться еще и историей семьи. Так вино Castello di Ama принадлежит известному аристократическому роду из Тосканы и на его этикетке красуется фамильный герб, который сложно с чем-либо перепутать.

Терруар – фактор очень значимый и монетизируемый. Если на бутылке написано не просто Бургундия, а Бургундия Nuits Saint Georges Premier Cru, то это вино априори будет стоить дороже, да и вкус его заметно отличается от базовых вин этого же региона.

Исключения из правил

Даже в границах самих классических регионов существуют исключения из правил. К примеру, в известной всем Бургундии есть район Лангедок-Руссильон, где в небольших локациях делают хорошее вино. Продать его дорого с привязкой к региону невозможно, регион не тот… Тогда производитель называют такое вино авторским, размещает на бутылке яркую и запоминающуюся картинку и, если вино достойно внимания, то публика его запоминает и покупает.

В рамках самих классических виноделен тоже бывают такие примеры. Производитель создает экспериментальное вино, но боится дать ему классическую этикетку. Это риск, ведь если оно не пойдет, то будет испорчена общая репутация. Тогда создают упаковку, слегка напоминающую основную, но все же имеющую другие внешние признаки.

Лайфхаки – без слов к выбору

Этикетку нужно уметь читать, но помимо самой информации нужно обращать внимания и на невербальные знаки. Возьмем белое вино. Оно может быть разлито в почти прозрачные, зеленоватые или коричневые бутылки. Самим цветом стекле производитель намекает на то, что ждет нас внутри. Зеленоватая гамма в холодных тонах означает, что вино будет достаточно легким и кислотным. Чем больше коричневых оттенков в стекле, да к тому же, если сама бутылка при этом плотная, толстая и тяжелая, тем более заряженным и мясистым будет вино, ведь его наверняка дополнительно выдерживали в бочке.

Даже форма самих бутылок говорит о многом. 90% всей тары, в которую разлито вино – это бутылки родом из Бордо или Бургундии. Первая с ярко выраженными высокими плечиками, вторая с покатыми плечиками и более широким основанием.

Изначально вина из Бордо содержат много танинов и других фенолов, благодаря которым скапливается осадок. Если вино уже выдержано, то оно остановится в районе плечиков и осадок не попадет в бокал. Вино же из Бургундии намного легче и нет задачи строить ему преграды.

Что касается популярного предмета споров на кухне о то, что хорошее вино может быть закупорено только пробкой из пробкового дуба, то это не более, чем миф. Даже Австрия – страна с высокоразвитым виноделием – подавляющее количество премиальных вин теперь выпускает с винтовой пробкой. Опытами доказано, что вкус та или иная пробка не портит. Даже под винтовой или стеклянной пробкой существует достаточное количество кислорода для микрооксидации, а значит разлитый продукт продолжает жить и насыщаться. Вот только сомелье иногда приходится нелегко, когда ты отчаянно пытаешься нащупать штопором пробку, а она оказывается из стекла…

По таким тонкостям вы, конечно, не определите качество любого вина, но в рамках линейки от одного производителя потихоньку научитесь следить за стилисткой и понимать, что именно вам нужно.

МИТЯ ХАРШАК, дизайнер, учредитель и главный редактор журнала «Проектор», руководитель Школы дизайна НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге 

Однажды мне попалась фраза о том, что принадлежность человека к европейской цивилизации отличают по пристрастию к трем продуктам брожения: хлебу, вину и сыру.

Любовь к вину действительно штука цивилизационная и тем интереснее, когда виноделие становится частью культуры. Могу сказать, что для меня оформление вина играет большую роль при выборе. Если винодел вложился в бутылку, постарался сделать ее красивой, уделил внимание полиграфическому производству, то это уже некая гарантия того, что внутри меня ждет неплохое вино.

Существует множество примеров сочетания виноделия и изобразительного искусства, когда они не только соединяются, но и обогащают друг друга. И вот два наиболее интересных, на мой взгляд, кейса.

Войти в историю

История винного хозяйства Chateau Mouton-Rothschild началась в 1824 году и скоро оно отметит свое 200-летие, но удивительно это вино не только своим вкусом. Начиная с 1945 года и по сей день сей день семья Ротшильдов стала приглашать для оформления каждой этикетки одного из величайших художников своего времени. И сегодня рассматривая винные этикетки мы можем в прямом смысле слова изучать историю изобразительного искусства. Жак Кокто, Сальвадор Дали, Генри Мур, Хуан Миро, Марк Шагал, Пабло Пикассо, Энди Уорхол, Френсис Бэкон – лишь немногие из списка более, чем 60 имен. И все эти имена высшей пробы в истории мирового искусства. Надо сказать, что все это были не готовые работы. Художников специально приглашают создавать полотна для Chateau Mouton-Rothschild. Полная свобода творчества и лишь одно условие. В сюжете обязательно должны присутствовать три элемента: вино, баран (перевод с франц. Mouton) и виноградная лоза. Вскоре факт сотрудничества с винодельней стал признанием заслуг именно в истории искусства. Попадание на этикетку могло быть сравнимо с выставкой в одном из ведущих музеев мира.

Кстати, такая галерея действительно существует в реальности. В 1962 году в присутствии министра культуры Франции при хозяйстве Chateau Mouton-Rothschild был открыт музей «Искусства и виноделия». Экспонаты из коллекции часто оказываются на гастролях в разных странах мира.

Существует легенда, что однажды глава Эрмитажа Михаил Пиотровский во время встречи с баронессой Филиппиной де Ротшильд пообещал ей, что в главном музее Петербурга состоится выставка знаменитых этикеток, но для наибольшего интереса публики хотелось бы увидеть среди них работы и русских современных художников. В 2002 году полотно Ильи Кабакова «Окно» оказывается на винной этикетке, а тремя годами позже в Двадцатиколонном зале Нового Эрмитажа открывается выставка «Шато Мутон Ротшильд. Искусство и этикетка».

Имена художников, украсивших винтажи последних лет не менее известны в мировом искусстве: Уильям Кентридж, Аниш Капур, Джефф Кунс, Дэвид Хокни. На мой взгляд, это удивительная история про то, как виноделие становится частью искусства и продвигает его одновременно.

Этикетка для галериста

Еще один интересный пример – история винного дома Sine Qua Non (в переводе с латинского «нечто необходимое»). В 1994 году австриец Манфред Кранкль и его жена Элейн, живущие в Калифорнии, открыли собственную винодельню. И очень скоро их вино стало пользоваться огромной популярностью среди коллекционеров всего мира.

Сначала они сделали пробных четыре бочки, а сейчас это четыре огромных виноградника.

Интересно, что Sine Qua Non существует вопреки всем законам рынка. Каждому нового вину Манфред дает новое имя и новую этикетку.

В год выпускается не более 3500 ящиков, а потому это одно из самых редких вин. Оно практически не попадет на аукционы, а большая часть урожая сразу же попадает в руки членов клуба Sine Qua Non.

Манфред – самоучка. Он никогда не учился на винодела или художника, что не мешает создавать его настоящие произведения искусства. Все этикетки оформлены им в технике ксилографии (гравюра на дереве) и тем интереснее, что вырезает он их на досках от старых винных ящиков. Едва ли можно найти более неподходящий материал для гравюры, но именно благодаря ему передается особая экспрессия.

Кстати, это тот редкий случай, когда ценители охотятся не только за полными бутылками вина, но и за пустыми. Винная этикетка может быть сама законченным жанром графического искусства и дизайна и предметом для коллекционирования.

ЮРИЙ ГУЛИТОВ, графический дизайнер, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ, креативный директор рекламного агентства «MS Advertising», победитель профессиональных конкурсов, участник международных и российских выставок, в прошлом — арт-директор газеты «Коммерсантъ».

Доверительная связь

Я выбираю вино только по этикетке. У меня есть достаточно большой опыт работы с виноделами и такого рода проектами и за годы сотрудничества я пришел к довольно простому выводу: не всякий винодел готов пригласить дизайнера и сделать интересный проект. Во-первых, это довольно затратно. Бывает, что производитель готов потратить деньги: выбирает дорогую печать с фольгой и тиснением, делает яркую этикетку, печать на стекле. Все это очень наворочено и дорого, но совершенно неинтересно. И по моим наблюдениям в таких бутылках может быть сомнительное вино.

И из этого следует второй вывод – не бывает плохих вин в хороших этикетках.

Безусловно, информация, указанная на бутылке очень важна, но мы должны не только уметь читать ее, а еще и зрительно получить некий эмоциональный посыл, который будет связан с вином.

Когда дизайнер получает заказ на создание этикетки само вино еще не готово, оно только закладывается, а потому ты не можешь попробовать его и понять, каким должно быть его оформление. Все, что у тебя есть – это вдохновенные рассказы винодела о своем будущем детище. И вот начинается параллельная работа: художник создает свое видение, а мастер вино. Оба этих процесса абсолютно творческие и в какой-то момент они сойдутся в одной точке. Дизайнер сопереживает вместе с заказчиком. Он должен создать визуальный посыл, который через этикетку наладит с покупателем доверительную связь. Иными словами – через этикетку покупатель доверяет продукту. И, безусловно, важно то, как она выглядит.