Винные бутылки в формате пластиковой фляги

Такая тара удобнее в транспортировке и снижает углеродный след при производстве. Но готовы ли к такому потребители?

Любители вина за последние годы привыкли видеть разные новшества в упаковке вина, будь то завинчивающаяся крышка, жестяные банки или коробки. Скоро на прилавках может появиться еще одна форма, и к ней, возможно, потребуется привыкать чуть дольше.

Последняя новинка в области винной тары больше похожа на фляжку, сделанную из переработанного пластика. Сантьяго Наварро, генеральный директор и соучредитель лондонской компании Garçon Wines, этой весной планирует запустить в США свои плоские бутылки из 100% переработанного ПЭТ под брендом Packamama. Компания также представит собственный винный бренд Flatworks, созданный в сотрудничестве с винодельней Sonoma Ron Rubin Winery.

Garçon Wines

До недавнего времени стекло было де-факто единственным выбором для упаковки вина. А более тяжелые стеклянные бутылки даже ассоциируются с премиальным уровнем вин. Но изменение климата угрожает и винодельческой отрасли — например, за последние годы огонь и дым нанесли ущерб в долине Напа на миллионы долларов, — и хозяйства по всему миру проверяют каждый этап производства в поисках способов смягчения влияния на природу. На стандартную стеклянную винную бутылку приходится 29% общего углеродного следа вина.

Плоские бутылки Packamama — не первая попытка решить эту проблему. За последнее десятилетие многие производители начали делать бутылки легче, чтобы сократить расходы на материалы и доставку.

В 2015 году калифорнийская компания Jackson Family Wine перевела свои самые продаваемые линейки Kendall-Jackson и La Crema на бутылки емкостью 400 мл и сразу же добилась сокращения выбросов на 4%. Но руководители были обеспокоены тем, как потребители могут воспринять это изменение.

«У нас есть запатентованная модель Кендалл-Джексон, которую на самом деле создал мой отец [Джесси Джексон], — говорит Кэти Джексон, старший вице-президент по корпоративной социальной ответственности. «Мы не хотели полностью менять форму, потому что она с самого начала ассоциируется у клиентов с брендом».

На первый взгляд изменения в дизайне не очевидны, но переверните бутылку, и пунт (углубление на дне) окажется менее выраженным. Эти изменения внесли незаметно, проверяя, заметит ли кто-нибудь из покупателей, будут ли жалобы. Когда новые бутылки были встречены молчанием, компания восприняла это как победу. Более легкие бутылки экономят компании 1 миллион долларов в год на стоимости стекла и 500 000 долларов в год на топливе. С 2015 года компания сократила абсолютные выбросы на 17% за счет уменьшения веса бутылок и других инициатив в области устойчивого развития.

Наварро хочет пойти дальше и говорит, что винодельческая промышленность нуждается в значительных изменениях, а не в постепенных инновациях, если она хочет бороться с изменением климата. Для него более легких бутылок недостаточно; это небольшая поправка к старой идее. «Завинчивающаяся крышка — это [значительная] инновация, — говорит Наварро. Бутылки легче открывать, крышки легко перерабатываются, обеспечивают лучшую сохранность вин. «Вот почему завинчивающиеся крышки так успешны, потому что они открыли так много дополнительных преимуществ».

Garçon Wines

По словам Наварро, полностью переосмыслив бутылки, от материала до формы, его бутылки сокращают выбросы CO2 на 50% по сравнению со стандартными стеклянными бутылками.

Необычный дизайн не только лучше подходит для доставки, но и необходим для того, чтобы люди принимали нестеклянную упаковку.

«Люди настолько увлечены изменением формы [плоской бутылки], что это сразу же отвлекает их внимание от материала», — говорит он.

Плоские бутылки Navarro уже пользуются успехом в Великобритании и Австралии. Первоначально их планировалось запустить в США в феврале 2020 года, но COVID нарушил планы расширения. Он считает, что рынок США особенно открыт для перемен.

Можно указать на растущую популярность вина в банках и в коробках, чтобы поддержать это мнение. Продажи консервированного вина выросли на 3800% в период с 2007 по 2021 год; Продажи вина в коробках росли в течение многих лет и выросли во время блокировки COVID. Packamama ориентируется на «популярные» вина (обычно по цене от 10 до 15 долларов за бутылку) и вина «премиум» (от 15 до 40 долларов), которые обычно потребляются вскоре после покупки. По словам Наварро, это составляет около 85% мирового объема, а поскольку срок годности вина в ПЭТ-упаковке составляет до двух лет, у бренда есть большие возможности.

Некоторые ритейлеры, похоже, также стремятся к переменам.

«Я признаю, что бутылки, которые не помещаются на моей полке, доставляют неудобства, но я также спроектировал свои полки так, чтобы они подходили для большинства размеров и форм», — говорит Кевин ДеБернарди, генеральный менеджер и закупщик винного магазина VinVero в Нью-Йорке. «Размер бутылки мало влияет на мое решение, когда дело доходит до вина. Я думаю, что сегодня важнее влияние упаковки на окружающую среду».

Тема упаковки вина находится на интересном этапе: винодельни признают, что изменения нужны, но покупатели не могут легко отказаться от привычных форматов, ассоциируя здоровенные бутылки с качеством. Обучение потребителей будет играть ключевую роль в выпуске новых форматов.