Риоха: белые начинают и выигрывают

В сентябре прошел шестой салон вин Риохи, в котором принял участие 61 производитель (10% от всех производителей региона), из них 20 не представлены в России. Если вспомнить, что в первых салонах-дегустациях вин принимали участие 20-30 виноделен, то интерес к российскому рынку со стороны виноделов Риохи становится очевидным.

В общем объеме экспорта вин Риохи Россия занимает 4 место, а в стоимостном выражении -8-е (совсем недавно было 12-е). Согласно данным британской консалтинговой компании Wine Intelligence, проводившей исследования рынка для D.O.Ca. Rioja, каждому четвертому жителю России Риоха известна как бренд. Те, кто хоть раз пробовал риоханские вина, покупают их снова. Поэтому основной задачей Регулирующего совета на ближайшие годы станет распространение информации о винах региона как среди профессионалов российского рынка, так и среди любителей вин.

В этом году риоханцы выступили с неожиданной стороны: крупнейшее винное событие, традиционно открывающее сезон, началось с мастер-класса по белым винам Риохи, призванного показать привлекательность и потенциал белых риоханских сортов винограда.

Что это – новые возможности для рынка вин региона или желание продемонстрировать прошлое, настоящее и будущее белого виноделия Риохи? В том числе об этом мы поговорили с Хосе Луисом Лапуэнте Санчесом, генеральным директором Регулирующего Совета D.O.Ca. Rioja.

— В прошлом году профессиональной дегустации вин Риохи предшествовал мастер-класс, где вы рассказали о нововведениях в D.O.Ca. Rioja (изменения в правилах регулирования «выдающихся виноградников» — ViñedosSingulares, вин муниципалитетов и субзон, в требованиях к выдержке вин и многом другом). Как вы сейчас оцениваете результат этих новшеств?

Нововведения в D.O.Ca. Rioja прошли совсем недавно, но мы попали в цель и чувствуем отклик тех потребителей, для которых и важны такие тонкости, как терруар, сорт, мастерство винодела. Правила классификации D.O.Ca. Rioja одни из самых строгих в Европе, это знают и ценят поклонники вин нашего региона. Мы гарантируем, что вина произведены только из разрешенных в винодельческой зоне сортов винограда, урожайность лоз тщательно контролируется, как контролируется и выдержка, бутилирование и многое другое.

Недаром маркетинговую кампанию Риохи мы назвали Saber quién eres – «Знать, кто ты есть.» Так мы говорим нашим потребителям: «Мы знаем свой путь, и мы ему верны».

Вина Риохи — терруарные вина с максимальным отражением почв, климата и способностей виноделов работать с местными сортами винограда. Потому что вино – не готовый рецепт и счастливое совпадение, это еще и знания, передающиеся из поколения в поколение, а также умение работать с дубом, искусство выдержки вин.

Мы хотим дать рынку самое лучшее выражение темпранильо, виуры или любого другого сорта из тех, с которыми мы работаем. Открывая бутылку вина, вы должны быть уверены в том, что вино в ней совпадет с вашими представлениями и ожиданиями.

— Строжайшие требования к производству вин и их качеству неизбежно приводит к росту их стоимости и отсекает довольно большую часть потребителей, которые не готовы покупать дорогие вина.

Да, большая часть аудитории отсекается ценой, но наш потребитель будет нам верным.

— В современной винной критике есть тенденция высоко оценивать вина, не предназначенные для длительной выдержки, их можно пить сейчас. В частности, для своего мастер-класса в Москве в июне этого года Хосе Пенин выбрал и представил вино, которое, по его мнению, не стоит долго хранить. Можно назвать это заигрыванием с массовым потребителям. Вполне объяснимая вещь, учитывая, что примерно 80% полок ритейла занимают именно такие вина. Одновременно с этим Риоха ужесточает правила виноградарства и виноделия. Не боитесь ли вы, что вас обвинят в непопулярных шагах для апелласьона?

Есть потребители, которые ценят во вкусе вина не только свежесть и фруктовость. В отличие от других регионов, риоханские вина, даже имеющие минимальную выдержку, готовы к употреблению. Тем, кто ценит молодость и свежесть в вине, мы готовы предложить криансу. При этом, благодаря высокому качеству вин, они способны быть выпитыми и позже. Изюминка вин Риохи – их готовность к употреблению в тот момент, когда вино выходит в продажу. Мы гарантируем, что эта «готовность» будет длится еще какое-то время. И только потребителю решать, что делать с конкретным вином – хранить или пить сейчас. При этом мы задумываемся также о том, чтобы цены на криансу были демократичными.

Я вижу эволюцию потребителя, от момента, когда он начинает знакомиться с винным рынком и ценить в вине свежесть, легкость для понимания, затем вкус развивается, потребитель начинает ценить в винам другие вкусовые нюансы, которые он как раз может найти в криансе.

— В последние годы Риоха реализует в России активную маркетинговую стратегию, вы проводите салоны вин и мастер-классы по всей России, у нас появились российские специалисты — сертифицированные преподаватели Риохи. Но это профессиональные мероприятия. А как еще вы собираетесь развивать вкус и знакомить с винами ваших потенциальных потребителей?

Доля вин Риохи на российском рынке незначительна, поэтом в первую очередь нам нужны профессионалы винного рынка, чтобы преумножать знания о риоханских винах.

Что касается образовательной программы для будущих преподавателей Риохи, то мы сейчас пересматриваем как саму программу, так и требования к кандидатам, стремясь повысить конечный уровень знаний о наших винах.

О потребителях мы не забыли, уже идет акция в соцсетях #MoscowRiojaNights (подробнее об акции – на странице https://www.facebook.com/RiojaWineRussia/ — прим. ред.), в Санкт-Петербурге мы планируем фестиваль вин RiojaSpringTime на Крестовском острове.

— В этом году дегустация вин Риохи началась с мастер-класса по белым винам. Еще лет 10 назад вряд ли можно было бы серьезно говорить о белых винах Риохи, а сейчас мы наблюдаем тенденцию увеличения площади посадок белых сортов винограда (на сегодняшний день это 1500 га или 8% от всей площади посадок виноградников Риохи). Планируете и дальше активно развивать производство белых вин?

Планируем, но не сильно. Интерес к белой Риохе начался с обнаружения в 1988 году на одном из старых виноградников Murillo del Río Leza белой мутации темпранильо – темпранильо бланко. С тех пор начались винодельческие эксперименты с белыми сортами для производства тихих вин. Исследования сортов продолжаются, мы не торопим виноделов. Важно – не как можно скорее выпустить вина на рынок, а максимально раскрыть потенциал и особенности каждого сорта винограда.

Для мастер-класса мы отобрали пару вин из сорта темпранильо бланко без выдержки в дубе, чтобы продемонстрировать сортовые особенности в чистом виде, пару вин из сорта матурана бланка. Здесь уже присутствует выдержка в дубовых бочках (в Риохе мы используем только бочки объемом 225 л). Также есть вина из виуры, сделанные в разной стилистике. Мы хотели показать как работаем не только с сортами, но и стилями, выдержкой. Кому-то из присутствующих профессионалов больше понравился современный стиль, кто-то в своих предпочтениях остался верен классическому для белых риоханских вин стилю. В любом случае, каждый потребитель найдет с наших винах то, что ему придется по душе. Выбор огромен!

Совсем скоро на рынке появятся игристые вина из Риохи. Но это не значит, что лет через 50 Риоха перестанет быть регионом красного виноделия. У нас нет такой цели. Наш фокус останется на красных сортах винограда.

Мы планируем в следующем году сделать мастер-класс по риоханским игристым винам. Российские потребители с большим трепетом относятся к игристым. Вы же любите пузырьки?

На сегодняшний день доля вин из Риохи на российском рынке составляет всего 1%, нам есть куда расти и к чему стремиться.


Редакция Wine Magazine благодарит Argos Consulting Network и Международный эногастрономический центр за содействие в подготовке интервью.