Corpinnat: ¡No pasarán!

Игристый бунт

30 января 2019 года 9 производителей, входящих в объединение L’Associació d’Elaboradors i Viticultors Corpinnat (AVEC) /The Association of Wine Producers and Growers Corpinnat (AVEC), объявили в выходе из DO Cava. Произошло это, как говорят, после того, как руководство консорциума выдвинуло мятежникам ультиматум о том, что они должны немедленно свернуть все активности, связанные с продвижением новой коллективной марки Corpinnat.

Это решение, вероятно, далось производителям нелегко, но недовольство копилось уже много лет, ведь очень непросто рассказывать потребителям о премиальной каве, когда бутылку оной можно купить за 5 евро на любой немецкой заправке.

https://www.corpinnat.com/

Как всё началось

За последние 2 десятилетия производство кавы выросло на 27% и достигло в 2017 году 250 млн бутылок. При этом, количество производителей сократилось на 15%, и, по сути, около 80-90% производства контролируется 3 гигантами: Freixenet, Codorníu и García Carrión. Неудивительно, что эти же гранды управляют и консорциумом: в середине 2018 года Пер Бонет из Freixenet после нелегких переговоров уступил свое место представителю Codorníu – Хавьеру Пажесу.

Гегемония этого триумвирата вызывала недовольство уже давно. Первым звоночком стал выход из DO в 2012 году одного из старейших домов кавы — Raventós i Blanc. В 2013 году в рамках DO Penedès была создана специальная категория для игристых вин Clàssic Penedès для тех производителей, которые хотели покинуть DO Cava, но все же остаться в испанской системе качественных апелласьонов. Albet i Noya, Cellers AT Roca, Colet, Mas Bertran и ещё 11 виноделен вышли из консорциума кавы для того, чтобы подчеркнуть значимость более строгого регламента производства своих игристых вин.

Безусловно, подобные движения не могли не вызвать беспокойства у руководства консорциума. Именно тогда началась разработка новой категории Cava de Paraje Calificado (CPC), призванной проложить каве путь в ряды великих игристых. В 2017 году было выделено 12 участков — своего рода аналог бургундских гран крю. Все они находятся в Каталонии, где производится 95% кавы. Ничто, однако, не запрещает в будущем создавать “Paraje” и в других регионах Испании, например, Эстремадуре или Валенсии, где также разрешено производство. С таким подходом не могла согласиться группа производителей, считавших, что кава неразрывно связана с Пенедесом как географически, так и исторически.

Из самого сердца Пенедеса

Еще в 2012 году группа производителей во главе с Recaredo и Gramona начала работать над более строгим регламентом производства, базирующемся не столько на методе производства, сколько на территориальной принадлежности винограда. Законченный вариант устава увидел свет в 2018 году. Его основные пункты таковы:

  • Весь виноград должен происходить с территории региона Пенедес, охватывающей около 22000 гектаров,
  • Винодельня может покупать не более 25% винограда,
  • Весь виноград должен иметь органическую сертификацию и быть собран вручную,
  • Не менее 90% ассамбляжа должны составлять традиционные сорта: белые — щарелло, парельяда, макабеу и мальвазия и красные – гарнача, монастрель, сумоль и щарелло вермель (розовый щарелло). Шардоне, пино нуар и трепат могут быть добавлены, но не должны превышать более 10% ассамбляжа,
  • Винификация должна проводиться исключительно на винодельне, то есть покупка готового базового вина не разрешена,
  • Минимальный срок выдержки на осадке составляет 18 месяцев (против 9 месяцев у базовой категории кавы),
  • Минимальная цена за килограмм винограда устанавливается на уровне 0,7 евро, в то время как средняя цена в регионе составляет около 0,4 евро (о шампанских 6 евро за килограмм виноградари Каталонии могут только мечтать!).

Ключевым моментом здесь является определение зоны производства, ведь название объединения происходит от слов “Cor” – сердце и “Pinnae” – от латинского корня названия Пенедеса. Вина действительно должны происходить из сердца этого каталонского региона — территории, охватывающей около 22000 га (около 80% от общей территории DO Penedès и 60% апелласьона Cava) и защищенной от влажности Средиземноморья грядой невысоких холмов. Разность температур здесь более выражена, а значит и вина получаются более элегантными и тонкими.

В светлое будущее

Таким образом, после тяжелых переговоров, начавшихся в середине 2018 года, руководство DO Cava приняло решение о том, что указание Corpinnat не только не может использоваться на этикетках наряду с названием апелласьона (а именно этого добивались мятежники), но и все акции по продвижению новой марки должны быть немедленно прекращены. После этого и последовало заявление Corpinnat о выходе из DO.

Руководство Кавы недвусмысленно дало понять, что отделившиеся производители не смогут указывать на этикетках категории Cava de Paraje (5 из 12 виноградников этой категории принадлежат корпинатовцам – Recaredo, Gramona, Torellò и Sabatè I Coca) и Gran Reserva, что впрочем, не смертельно, например, для Recaredo, ведь все их вина по умолчанию являются гран ресервами и на этикетках это вовсе не указывается.

Безусловно, революционерам придётся нелегко. Нужно будет практически с нуля создавать новый бренд и доказывать потребителям, что их вина стоят на одном уровне с шампанским и франчакортой. Возможно ли появление DO Corpinnat? Вряд ли в ближайшем будущем. Как говорят участники объединения, они положили слишком много времени и усилий на переговоры с DO Cava и сейчас хотят сосредоточиться на продвижении нового бренда, а не на борьбу с бюрократическими проволочками. Также есть мнение, что, даже если бы корпинатовцы решили подавать заявку на создание нового DO, этот проект вряд ли бы прошел через региональное правительство, не говоря уже о национальном, принимая во внимание натянутые отношения Каталонии и Мадрида.

Что касается будущего кавы, то президент DO Хавьер Пажес по-прежнему продолжает настаивать на том, что стратегической целью апелласьона является улучшение имиджа кавы и продвижение премиальных категорий. Однако, с выходом из консорциума топовых производителей, реализация этого плана становится несколько сложнее.

“Девятеро смелых”

Gramona – дата основания – 1881
Объем производства: 1,2 млн бутылок (тихое и игристое вино)
Фишка: выдержка топовых кюве под корковой пробкой, дозажный ликер выдерживается по системе солера-криадера
Метод: сертифицированная биодинамика (с 2014 — Demeter, с 2018 – Byodivin)

Recaredo — дата основания – 1924
Объем производства: 250 тыс. бутылок
Фишка: производство вин только из собственного винограда, выдержка всех кюве не менее 30 месяцев под корковой пробкой
Метод: сертифицированная биодинамика (Demeter – c 2010)

Torelló — дата основания – 1951
Объем производства: 300 тыс. бутылок
Фишка: винодельческая история семьи берет свое начало в XIV веке, этикетки некоторых кюве оформлены современными дизайнерами
Метод: сертифицированная органика (с 2016 года)

Llopart — дата основания – 1887
Объем производства: 440 тыс. бутылок игристого вина и 40 тыс.
тихого
Фишка: длительная выдержка, ручной дегоржаж
Метод: сертифицированная органика

Nadal — дата основания – 1943
Объем производства: 450 тыс. бутылок игристого вина
Фишка: семья прослеживает свою историю в Каталонии до XVI века
Метод: сертифицированная органика

Sabatè I Coca (Castellroig) — дата основания – 1985
Объем производства: 200 тыс. бутылок игристого вина
Фишка: 18 различных видов почв, 66 участков, виноград с которых винифицируется отдельно
Метод: сертифицированная органика

Huguet-Can Freixes — дата основания – 1768
Объем производства: 250 тыс. бутылок игристого вина
Фишка: концепция “шато”, производство вина только из собственного винограда, виноградники на высоте 400 метров над уровнем моря
Метод: сертифицированная органика

Júlia Bernet — дата основания – 2003
Объем производства: 40 тыс. бутылок игристого и тихого вина
Фишка: игристые вина только категории brut nature
Метод: сертифицированная органика (с 2016 года)

Mas Candí — дата основания – 2006
Объем производства: 30 тыс. бутылок игристого вина, 30 тыс. тихого вина
Фишка: игристые из 100% щарелло и 100% сумоля, возрождение автохтонных каталонских сортов
Метод: сертифицированная органика, несертифицированная биодинамика

https://www.corpinnat.com/

Мнения игроков рынка

PRO:

Жерар Жане, владелец винодельни Jané Ventura

Меня больше пугает не создание Corpinnat, а то, что Codorniu, например, просит разрешить производство игристых в DO Catalunya, а Freixenet, кажется, заинтересовался созданием игристых методом Шарма в Ла Манче. Я не знаю, как всё это повлияет на будущее кавы.

Санти Редондо, Recaredo

Несмотря на наше решение, переговоры между Corpinnat и DO Cava, особенно с новым советом директоров, избранным прошлым летом, были конструктивными для всего сектора. В результате Регулирующий Совет допустил возможность создания в будущем отдельных зон производства в рамках DO. Однако, мы очень сожалеем, что Совет не допустил использования брендов Cava и Corpinnat на одной этикетке. Такое решение конфликта было бы возможным, если бы на собрании 28.08.2018 не были бы приняты поправки в устав апелласьона, запрещающие такое сосуществование.

Хавьер Грамона, Gramona

Corpinnat сейчас в режиме ожидания. Мы наблюдаем, как отреагирует рынок. Винодельни распродают остатки вин с маркировкой Cava, это займет около 3 месяцев. На новых этикетках уже будет указано “Vins Escumosos de Qualitat” — качественные игристые вина, традиционный метод. На данный момент наши игристые относятся к категории столовых вин.

CONTRA:

Сюзана Портабелла, Raventos i Blanc

Не думаю, что Corpinnat станет достаточно сильным брендом. По моему мнению, у них нет ни достаточной узнаваемости на международных рынках, ни веских оснований в плане терруарных особенностей (территория производства слишком обширная).

Кристоф Марке, Covides Vinyes-Cellers

Думаю, что новому бренду нелегко придётся на экспортных рынках, где кава имеет достаточно сильные позиции. Тем не менее, вся эта история привела к тому, что руководство DO сейчас всерьез задумалось над разработкой новой классификации и зонированием участков, а это, несомненно, пойдёт на пользу всем производителям кавы.

Алекс Мазакс, Cavas Masachs

Будущее [Corpinnat] — это то, что никто не может гарантировать. По моему мнению, это рискованное и необдуманное решение. Начинать все заново требует ресурсов, усилий и, прежде всего, времени. Нам повезло, что в меню любого ресторана мира в категории игристых вы всегда найдете каву. В мире много игристых вин, и лишь немногие пользуются такой же популярностью, как наш продукт. Добиться чего-то подобного с новым брендом мне кажется очень проблематичным. Было бы более эффективно бороться за разнообразие в рамках одного апелласьона.

Текст: Валерия Тенисон