Первое розовое шампанское старше, чем вы думаете

Несколько лет назад на сайте WineSpectator вышла статья Элисон Нэпьюс, в которой приведена любопытная информация о первом розовом шампанском в истории.

Долго время считалось, что технологией производства rosé мы обязаны Барб-Николь Клико-Понсардэн, владелице шампанского Дома Veuve Clicquot. Однако в документах, обнаруженных в архиве Дома Ruinart, есть четкое указание на то, что уже в 1764 году было продано розовое шампанское, а, значит, Ruinart на десятилетие опередил Veuve Clicquot, чье rosé появилось лишь в 1775 году.

Популярность и продажи розового шампанского растут в последние годы, а обнаруженные недавно документы доказывают, что увлечение розовыми не является временным. Историки нашли в архивах Ruinart старые финансовые документы, в которых указано, что 14 марта 1764 года — 255 лет назад – домом Ruinart были проданы бутылки розового шампанского.

Старые записи из архивов Ruinart о продажах, содержащие заказ на то, что, вероятно, было розовым шампанским в 1764 году.

По словам Изабель Пьер, историка, анализирующего домашние архивы Krug, Ruinart и Veuve Clicquot (все указанные Дома принадлежат французскому холдингу LVMH): «Это было действительно большим сюрпризом. В нашей работе есть шансы найти что-то новое. Вам приходится перерыть сотни документов, чтобы, может быть, найти кое-что действительно стоящее».

Основанный в 1729 году, Ruinart был первым домом, который продавал исключительно шампанское или «вино с пузырьками», как это упоминалось в домашних книгах тех лет. Запись с упоминанием «корзины из 120 бутылок, 60 из которых были Oeil de Perdrix» присутствует в бухгалтерских книгах дома 1764 года. Эта находка ведущих архивариусов позволила им предположить, что Ruinart разливал в бутылки и продавал розовое шампанское до Veuve Clicquot.

Oeil de Perdrix, или «глаз куропатки», является французским термином, который описывает бледно-медный цвет вина и все еще используется сегодня несколькими производителями, как в Шампани, так и для rosé из других регионов Франции. К концу 18-го века вино обозначали как rozet, а затем — rosé, как и в наши дни. Эти оригинальные бутылки oeil de perdrix, несомненно, обладали бледно-розовым или лососевым оттенком, ассоциирующимся со многими современными розовыми, но вряд ли сами вина были похожи по вкусу на сегодняшние rosé.

«Я бы предположил, что те вина на вкус совсем не такие, какие они сегодня», — говорит Фредерик Панайотис, главный энолог Ruinart. «В те времена были разные сорта винограда, разные способы производства. Я хотел бы знать, но где ж их возмешь?» Сегодняшние шампанские вина производятся из сортов шардоне, пино нуар и менье, в то время как шампанское в 18-м веке позволялось производить гораздо из большего количества сортов винограда, включая пино нуар и менье, а также сортов, малоизвестных сегодня, например, фроманто или пти мелье. И что примечательно, шардоне не использовался.

Более важным для розового шампанского является метод производства, и Фредерик Панайотис предположил, что oeil de perdrix, вероятно, был создан по ошибке. Фредерик отметил: «Может быть, какой-то парень не проснулся утром или у него не было персонала, поэтому произошел длительный контакт сока с кожицей».
Проанализировав дополнительные архивные материалы, команда Ruinart считает, что, вероятно, мацерация использовалась для производства масла, и это могло произойти впервые случайно. При мацерации виноград с черной кожицей давится, а кожура остается в контакте с соком дольше, чем обычно для белого шампанского. Шкурки затем удаляются до начала процесса брожения. В результате получается бледно-розовое шампанское.

Подавляющее большинство современных розовых вин производится в результате смешивания резервных красных и белых вин, метод, твердо приписываемый мадам Клико из Veuve Clicquot. Недовольная вкусом розового шампанского, приготовленного с помощью мацерации, знаменитая вдова много экспериментировала с другими методами и вариациями производственного процесса, наконец решив смешать красное и белое вино (до второй ферментации в бутылке, когда в вине образуются пузырьки), чтобы добиться желаемых результатов для розового шампанского.

«Инновация мадам Клико, которая добавила красные вина в купаж в 1818 году, была призрачной», — сказал Доминик Демарвиль, в тот момент ещё главный энолог Veuve Clicquot. Он также добавил: «Это хорошая новость для Ruinart, но также и для Veuve Clicquot и для всех производителей шампанского. Это показывает, что спрос на розовое шампанское существовал более 200 лет назад — это не тенденция, но постоянный рынок».

Источник: WineSpectator